NFSworld.ru > Искусство кхмеров Кампучии № 3

Искусство кхмеров Кампучии № 3

Многие из интересных сооружений последних десятилетий — творения известного архитектора Вана Моливана, под руководством которого в Пномпене были возведены монумент Независимости, концертный зал Чадомук, национальный спортивный комплекс, университет, городской театр и др. Отличительная особенность классического кхмерского искусства — органический синтез архитектуры и скульптуры, в котором последняя чаще всего имела декоративно-прикладной характер. Тем не менее на основании коллекции Пномпеньского национального музея можно судить о развитии скульптуры как самостоятельного вида искусства. Самые ранние известные произведения кампучийской скульптуры относятся к VI—VII в.в. когда создавались изображения индуистских божеств и мифологических персонажей.


Круглая скульптура этого периода отличается поразительной анатомической точностью и удивительной одушевленностью образа. В своих произведениях неизвестные ваятели сумели достоверно передавать также характерные черты кхмерского антропологического типа с утолщенными губами и широким, слегка приплюснутым носом. Прекрасный образец кампучийской скульптуры — изображение Харихары из храма Прасатандает, считающееся уникальным по своим художественным качествам. В образе Харихары как бы слились два божества Шива и Вишну (правая часть соответствует Шиве, а левая — Вишну). Скульптура поражает совершенством моделировки объема и неповторимым обаянием. Самобытный характер кампучийского искусства ярко проявился и в последующих памятниках круглой скульптуры. К ним относится бронзовое изображение лежащего Вишну, одухотворенное глубокой и ясной мыслью, скульптурная группа — бог Шива и его жена Ума, отличающаяся большой жизненной выразительностью и величавым спокойствием изображение средневекового правителя Джаявармана VII, и многие другие выдающиеся произведения кхмерского классического средневековья. Традиционная кхмерская живопись представлена прежде всего иллюстрациями, украшавшими древние религиозные тексты, а также фресками и росписями сводчатых потолков в буддийских храмах. Шедевром национальной живописи по праву считаются фрески Серебряной пагоды, относящиеся к 1903—1904 г.г. Их автор —талантливый кхмерский художник и архитектор Окна Тепнимыт Мок. Изумительные по красоте росписи находятся на стенах построенной вокруг храма крытой галереи длиной более 600 м и высотой 2,5 м.

С большой тщательностью и обстоятельностью 177 различных сцен иллюстрируют самые значительные эпизоды из поэмы «Риэмке», что позволяет вычитать галерею своеобразным живописным музеем кхмерской «Рамаяны». Заимствованный во многом у индийских фресок стилем его условной трактовкой пространства, отсутствием четких границ между различными эпизодами и некоторая статичность изображенных фигур кажутся вначале непривычными для европейца. Однако это впечатление быстро исчезает и, когда глаз привыкает к полумраку галереи, невозможно не поддаться очарованию, которое уводит зрителя в волшебную страну сказочных героев. Самое популярное Голдфишка казино заходи играй.